Для аграрной африканской страны, какой является Кения, кофе – это исключительно важный продукт. В 2019 году его поставки за рубеж принесли стране 200 млн. долларов США. Кофейная индустрия дает 3.5 % от всего кенийского экспорта.
Историческая справедливость
Кения уверенно входит в первую пятерку рейтинга африканских стран – производителей кофе. История сделала своеобразный зигзаг: соседняя Эфиопия считается родиной этой культуры, а вот в Кении ее стали возделывать к концу 19 века.
В настоящее время при Министерстве сельского хозяйства существует Кофейный департамент, его офис находится в Найроби. Эта организация считает своей миссией продвижение кенийской продукции. Маркетинговые кампании начались с 1934 года, тогда же разработаны методики оценки качества и сортировки.
120 тысяч гектаров – это по большей части мелкие хозяйства, только треть – крупные плантации. Расположены они в 33 округах страны. Непосредственно работают на земле – 800.000 работников, а заняты в этой отрасли около 6.000.000 человек. Миллион мешков в год – это не предел для страны, но особенности климата и социально-экономические проблемы дают себя знать. Год на год не приходится. Хорошо, когда удается использовать все природные преимущества – богатую вулканическую почву, хороший дренаж, достаточное естественное орошение. В 2019 году собрали около 850 тысяч мешков (примерно 50 тыс. тонн) кофе в зернах. 99 процентов – арабика.
Классификация зерен
Базовая характеристика для кофе из Кении – размер зерна. Это свойство, ставшее основой для ранжирования продукции, считается довольно простым, ничего не говорящем о сорте и качестве. Но не все так уж однозначно.
От А до В и дальше
Лучший сорт – АА. Это крупные, самые качественные зерна, просеянные через ячейки 20 мм. Таков стандарт для большого размера. Но есть и не стандартные! Они еще крупнее, не удивительно, что их называют Elephants (Слоны) и маркируют Е.
А еще есть РВ – peaberry. Это уж вообще чудо: одно зерно вместо двух формируется внутри плода. Десятая часть кофе из Кении относится к этой экстравагантной «черешне».
В – зерна, достигающие достаточно большого размера, их часто соединяют с первой категорией, получая вариант АВ. Есть зерна размера С, а также Т – самые маленькие и тонкие. ТТ – отсортированные части крупных зерен. Цены снижаются от А к С, но на ТТ они выше, чем на Т. «Пиббери» – дорог, но все же стандарт АА и АВ – дороже.
Дегустация
Размер зерна влияет на однородность обжарки, в значит, на конечное качество. Поэтому так важна их классификация по величине. А вот окончательный результат оценивается особым образом: по шкале от 1 до 10. Имеет значение все: качество сырого, жареного кофе и впечатления от получаемого напитка. Чашка кофе дегустаторами оценивается по шкале:
- превосходная;
- очень хорошая (стандартная);
- просто хорошая;
- ниже стандарта.
Как правило, мнение специалистов совпадает с точкой зрения постоянного потребителя. Составить представление о сорте каждый человек может сам: достаточно купить кофе, произведенный в этой стране, и правильным образом сварить его.
Немного о Mbuni
Десятая часть урожая – это «мбуни». Этот сорт стоит намного меньше. Напиток из него получается с кислинкой. Немытое сырье классифицируют на MH – тяжелый «мбуни» и ML – легкий.
Стандартная обработка
И все же почти весь кенийский кофе проходит влажную обработку – такова борьба за качество. Вручную собирают только спелые плоды, а затем сортируют, удаляя перезрелые, недозревшие и с дефектами. После удаления мякоти остается окружающая зерна оболочка, она в течение 36 часов ферментируется. Потом сырье попадает на сушильные столы и высыхает прямо под солнцем. Его регулярно переворачивают, получая особый оттенок, отличающий кенийский кофе в зернах.
Переработкой фермеры занимаются дважды в год. Цветение растения приходится на два сезона. Первый раз после начала дождей в марте – апреле, второй – в октябре. Ранний урожай собирают в мае и июле. Основная часть культуры созревает в большинстве районов в декабре.
Как гарантируют качество
Кенийцы рекламируют свою арабику как одну из лучших в мире. Для продвижения продукции создан четкий регламент на всех технологических этапах. Департамент кофе увязывает в одно целое три важных момента:
- удовлетворенность потребителей;
- брендирование и сортировку;
- рост производства.
Достигать идентичности бренда кенийского кофе – эта задача решается ради маркетинга на мировом рынке. Логотип для него разработан относительно недавно: солнце над горой Кения, щедро рассыпанные зерна кофе и девиз – «SO RICH. SO KENYAN».
Закон о кофе
Закон, регулирующий производство этого продукта, принят в 2001 году. Он требует в обязательном порядке производить анализ образца из каждой партии. Так определяется качество до принятия маркетинговых решений. Департамент кофе обеспечивает лицензирование всех производителей и агентов. Лицензии и регистрация распространяются на обжарщиков и упаковщиков, склады и аукционы, питомники и мельницы. Стандарт есть стандарт.
И торговать, и исследовать
Кенийская ассоциация производителей кофе контролируют биржу в Найроби. Каждый вторник в течение всего года кофе из Кении покупают лицензированные торговцы. Прежде чем купить кофе, они изучают каталог и образцы представленной в нем продукции. Есть, так называемая, система «второго окна»: прямые продажи от фермеров через маркетингового агента. Государственные структуры анализируют договоры по главным составляющим: качество продукта и стоимость. В стране есть Кофейный колледж и Фонд исследований кофе.