Экономические проблемы, связанные с эпидемиологической обстановкой в мире в последний год, затронули практически все крупные международные корпорации, которым пришлось приспосабливаться к принципиальным переменам. Коснулись они и компании Starbucks, специализирующейся на продаже высокосортного обжаренного кофе и действующей на рынке почти полсотни лет – с 1971 г.
Как все начиналось
Фирму учредили в Сиэтле, крупном морском порту в штате Вашингтон, три приятеля, познакомившиеся в студенческие времена. Любители кофейного напитка – историк Зев Сигл, писатель Гордон Боукер и преподаватель английского языка Джерри Болдуин – сделали любимое занятие профессиональной деятельностью и добились успеха в бизнесе.
Они вложили в открытие собственного дела по 1350 долларов личных средств и 5 тысяч заемных. Их воодушевила мысль продажи элитных зерен кофе, уникальным способом обжаривания которых с ними поделился коммерсант Альфред Пит. Руководствуясь лишь креативными идеями, безо всякой финансовой концепции они создали компанию, ставшую известной на весь мир благодаря возможности любому человеку купить кофе высокого качества.
Рождение логотипа
Название магазину дали по имени одного из героев популярного романа о морских приключениях – старшего помощника капитана Старбека. Логотип компании подкрепил морскую тематику выполненным в коричневых тонах образом полуобнаженной сирены с двумя хвостами на основе старинной гравюры. Со временем ставший знаменитым товарный знак претерпел изменения: спустя 16 лет расцветка приобрела зеленые оттенки, на логотипе появились звезды, а с 1992 г. на эмблеме осталась только верхняя часть русалки. Уже в 2011 г. после удаления с него звезд логотип стал светлее и выразительнее.
Новое руководство
Через 10 лет после открытия первой торговой точки уже функционировали 5 магазинов и маленькая фабрика по специальной обжарке зерен, продукция которого была востребована окрестными барами и кафе. На протяжении первого года существования компании по торговле кофе Starbucks покупала сырье у фирмы Peet’s Coffee, которой владел А. Пит, затем перешли на прямые фермерские поставки. В 1987 г. управление компанией переходит к Говарду Шульцу, ранее руководившему в ней службой маркетинга.
После объединения со своей сетью кофеен, новый владелец поменял торговую марку фирмы на Starbucks Corporation и интенсивно занялся расширением предприятия. Тогда же первые специализированные магазины появились в Чикаго и канадском Ванкувере, а в 1988 г. была организована продажа зерен по почте: теперь купить кофе можно было с помощью печатных каталогов.
К 1992 г. в активе компании, впервые разместившей на фондовой бирже свои акции, было уже более полутора сотен магазинов, а годовая прибыль за 5 лет выросла с 1,3 млн. до 73,5 млн. долларов. Саму компанию в это время оценивали более чем в 270 млн. долларов. За счет продажи ценных бумаг и полученного в результате этого 25-миллионного дохода число торговых точек увеличилось в два раза, стоимость акций выросла стократно, а прибыль по ним поднялась на 70%.
Успешное развитие
Сейчас Starbucks Corporation считается крупнейшей в мире кофейной компанией, владеющей почти 23 тыс. торговых точек на территории более 60 стран. Помимо обжаренных зерен, в них предлагают эспрессо, а также другие горячие и прохладительные напитки, бутерброды, десерты, емкости и оборудование для кофе. За последние годы компания приобрела статус американского символа на уровне знаменитого McDonald’s.
В 90-е годы ХХ века компания по продаже кофе Starbucks открывала новые кофейни ежедневно, такой темп сохранялся целое десятилетие. В 1996 г. состоялось открытие первого магазина в Токио, а в 1998 г. – 56 торговых точек в Великобритании. 2002 г. ознаменовался появлением фирменных мини-маркетов в Мексике. Сейчас там уже более 250 торговых точек, 100 из которых находятся в Мехико.
Позитивный имидж компании создала экологическая программа по предоставлению всем желающим использованной кофейной гущи в качестве удобрений для сада. В 2008 г. Starbucks попала в перечень лучших американских компаний по охране окружающей среды. В это время продолжалось открытие магазинов в Бразилии, Аргентине, Болгарии, Чехии, Португалии.
В 2013 г. компания организовала продажи своей продукции с помощью современных технологий – через мобильные платформы и приложение Twitter, регистрация в котором давала покупателям право на получение 5-долларовой бонусной карты для друга. Благодаря такой акции было привлечено 27 тысяч клиентов, купивших кофе на 180 тыс. долларов.
Общий доход компании в сентябре 2020 г. составил 6203, 1 млн. долларов, чистая прибыль – 392,6 млн.